Ваш Знахарь - советы древних целителей

Главная

Лечение на Руси

Из глубины веков

Царские лекари

Целители в христианстве

Древние целители

Авиценна

Гален

Гиппократ

Парацельс

История медицины

Рецепты знахарей

Средство от мозолей

Средство от бородавок

Лечение злаками

От поноса

От запора

Для придания красоты коже

Эликсир молодости

Сборы от болезней живота

Сборы от нервов

Сборы от простуды

Исцеление травами

Сбор трав

Отвар, настой

Травы и погода

Травы против сахара

Вера и суеверия

О суевериях

Язычество

Друиды

Домовой

Иван Купала

Биотерапия

Лечение болезней

Испанка (грипп)

Почечуй (геморрой)

Чахотка (туберкулез)

Талисманы

Общие сведения

Обычные талисманы

Знаки зодиака

Камни

Украшения

Одежда

Фотографии

Игрушки

Семейные талисманы

Растения

Как хранить талисман?

Как уберечь от чужого глаза?

Оккультные талисманы

Амулеты

История амулетов

Тибетские амулеты

Амулеты североамериканских индейцев

Африканские амулеты

Камни

Камни на А

Камни на Б

Камни на Г

Жемчуг

Изумруд

Камни на К

Камни на М

Нефрит

Рубин

Камни на С

Камни на Т

Камни на Х

Камни на Я

Обереги

Вода - оберег

Роса

Железо

Зеркала-обереги

Иконы и ладанки

Крестик

Другие обереги

Обереги-действия

Огонь

Свечи

Продукты

Речи и заклинания

От болезней

Ткани

Травы и деревья

Узелки

Цвета

На заметку

Карта сайта

 

Вера и суеверия

      Суеверие — предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Суеверие включает в себя неосознанное допущение, что от этих сил можно найти защиту или вступить в ними в компромисс. Поэтому суевериям, как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: ношении талисманов, татуировке, магических жестах и т. п. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

    Шиллер сказал: «и в детской игре кроется иногда глубокий смысл» — а Шекспир: «и на небе и на земле есть еще много такого, чего мудрецы ваши не видывали и во сне». Это можно применить к загадочному предмету, о коем мы хотим поговорить. Дух сомнения составляет свойство добросовестного изыскателя; но само по себе и безусловно, качество сие бесплодно и даже губительно. Если к этому еще присоединится высокомерное презрение к предмету, нередко служащее личиной невежества особенного рода, — то сомнение, или неверие, очень часто бывает лицемерное. Большая часть тех, кои считают долгом приличия гласно и презрительно насмехаться надо всеми народными предрассудками, без разбора, — сами верят им втихомолку, или по крайней мере из предосторожности, на всякий случай, не выезжают со двора в понедельник и не здороваются через порог.


загрузка...

    С другой стороны, если и смотреть на поверья народа, вообще, как на суеверие, то они не менее того заслуживают нашего внимания, как значительная частица народной жизни; это путы, кои, человек надел на себя — по своей ли вине, или по необходимости, по большому уму, или по глупости, — но в коих он должен жить и умереть, если не может стряхнуть их и быть свободным. Но где и когда можно или должно сделать то или другое, — этого нельзя определить, не разобрав во всей подробности смысла, источника, значения и силы каждого поверья. И самому глупому и вредному суеверию нельзя противодействовать, если не знаешь его и не знаком с духом и с бытом народа.

    Поверьем называем мы вообще всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета в основательности его. Из этого следует, что поверье может быть истинное и ложное; в последнем случае оно называется собственно суеверием или, по новейшему выражению, предрассудком. Между этими двумя словами разницы мало; предрассудок есть понятие более тесное и относится преимущественно к предостерегательным, суеверным правилам, что, как и когда делать или не делать. Из этого усматривается, еще в третьем значении, важность предмета, о коем мы говорим; он дает нам полную картину жизни и быта известного народа.

    Не только у всех народов земного шара есть поверья и суеверия, но у многих они довольно схожи между собою, указывая на один общий источник и начало, которое может быть трех родов: или поверье, возникшее в древности, до разделения двух народов, сохранилось по преданию в обоих; или, родившись у одного народа, распространилось и на другие; или же наконец поверье, по свойству и отношениям своим к человеку, возникло тут и там независимо одно от другого. 

    Все лицедеи нашего баснословия принадлежат и к остаткам язычества, и к разряду вымыслов пиитических, и к крайнему убежищу невежества, которое не менее, как и самое просвещение, хотя и другим путем, ищет объяснения непостижимому и причины непонятных действий. Лица эти живут и держатся в воображении народном частию потому, что в быту простолюдина, основанном на трудах и усилиях телесных, на жизни суровой, — мало пищи для духа; а как дух этот не может жить в бездействии, хотя он и усыплен невежеством, то он и уносится, посредством мечты и воображения, за пределы здешнего мира. Не менее того пытливый разум, изыскивая и не находя причины различных явлений, в особенности бедствий и несчастий, также прибегает к помощи досужего воображения, олицетворяет силы природы в каждом их проявлении, сваливает все на эти лица, на коих нет ни суда, ни расправы, — и на душе как будто легче.

    Вопрос, откуда взялись баснословые лица, о коих мы хотим теперь говорить — возникал и в самом народе: это доказывается сказками об этом предмете, придуманными там же, где в ходу эти поверья. Домовой, водяной, леший, ведьма и проч. не представляют собственно нечистую силу; но, по мнению народа, созданы ею, или обращены из людей, за грехи или провинности. По мнению иных, падшие ангелы, спрятавшиеся под траву прострел, поражены были громовою стрелою, которая пронзила ствол этой травы, употребляемой по этому поводу для залечения ран — и низвергла падших духов на землю; здесь они рассыпались по лесам, полям и водам и населили их. Все подобные сказки явным образом изобретены были уже в позднейшие времена; может быть, древнее их мнение, будто помянутые лица созданы были нечистым для услуг ему и для искушения человека; но что домовой, например, который вообще добродетельнее прочих, отложился от сатаны - или, как народ выражается, от черта отстал, а к людям не пристал.

загрузка...
 

Hosted by uCoz