Медицина
Византии
Еще до нашествия варваров с севера центр Римской империи переместился из Рима в Византию. Там, несмотря на упадок античной цивилизации, была сделана попытка сохранить медицинское наследие предшествующих столетий.
Гален был последним великим античным ученым-медиком. В византийской медицине отсутствовала оригинальность: ее вклад сводился к компиляции и сохранению достигнутого.
загрузка...
Орибасий (325-403), врач императора Юлиана, составил многотомный справочник по медицине и хирургии. Другие прославленные византийские компиляторы — Аэций (расцвет ок. 500), Павел Эгинский (607-690) и Александр Тралесский (525-605); последний был единственным медицинским автором этого периода, проявившим какую-то самобытность.
Орибасий, Орибазий (около 325 — около 400 или 403), врач; грек, родом из Пергама. Представитель александрийской врачебной школы. Придворный врач римского императора Юлиана Отступника, по поручению которого составил обзор медицинских знаний от Гиппократа до Галена («Синопсис») в 70 книгах, который называют первой медицинской энциклопедией в Европе.
Аэций Амидийский (502—572), византийский врач. Учился в Александрии. Начальник императорской свиты и придворный врач Юстиниана I. В основном сочинении — «Четверокнижии» («Тетрабиблос»; компиляция трудов Орибазия, Галена, Сорана Эфесского и других авторов) отражены итоги античной медицины.
Павел Эгинский, византийский врач, родом с острова Эгина. Автор 7-томного труда, в котором подытожены медицинские знания античных авторов (прежде всего по хирургии и акушерству). Операции, описанные Павлом, считались классическими вплоть до XVII в.
Средние века изобиловали войнами и эпидемиями, везде царил социальный и экономический хаос. Новое христианское учение, обещавшее спасение, было принято со слепым фанатизмом. Распространение мистики привел к подъему религиозного целительства. Братья Косма и Дамиан, мученики эпохи Диоклетиана, благодаря чудесным исцелениям стали христианским святыми — покровителями медицины.
Если язычники римляне наделяли особыми целительными силами различных богов и богинь, то теперь эти функции были распределены между многочисленными святыми. Считалось, что св. Рох и св.Себастьян предохраняют от чумы, св. Иов от проказы, св. Антоний Фивский от отравлений.
Даже само представление о болезнях регрессировало. Они уже не связывались с естественными причинами, а считались наказанием за грехи. Молитвы, пост, покаяние стали основными лечебными средствами. Хотя христианское милосердие требовало ухода за больными и для этой цели учреждались больницы, методы лечения не основывались на медицинских знаниях.
Отцы церкви, естественно, вносили христианские догматы в медицинские учения. Мистицизм, суеверия и догматизм вытеснили научное знание и исследование. Канонизированные тексты были объявлены высшими авторитетами как в религии, так и в науке.
загрузка...