Ваш Знахарь - советы древних целителей

Главная

Лечение на Руси

Из глубины веков

Царские лекари

Целители в христианстве

Древние целители

Авиценна

Гален

Гиппократ

Парацельс

История медицины

Рецепты знахарей

Средство от мозолей

Средство от бородавок

Лечение злаками

От поноса

От запора

Для придания красоты коже

Эликсир молодости

Сборы от болезней живота

Сборы от нервов

Сборы от простуды

Исцеление травами

Сбор трав

Отвар, настой

Травы и погода

Травы против сахара

Вера и суеверия

О суевериях

Язычество

Друиды

Домовой

Иван Купала

Биотерапия

Лечение болезней

Испанка (грипп)

Почечуй (геморрой)

Чахотка (туберкулез)

Талисманы

Общие сведения

Обычные талисманы

Знаки зодиака

Камни

Украшения

Одежда

Фотографии

Игрушки

Семейные талисманы

Растения

Как хранить талисман?

Как уберечь от чужого глаза?

Оккультные талисманы

Амулеты

История амулетов

Тибетские амулеты

Амулеты североамериканских индейцев

Африканские амулеты

Камни

Камни на А

Камни на Б

Камни на Г

Жемчуг

Изумруд

Камни на К

Камни на М

Нефрит

Рубин

Камни на С

Камни на Т

Камни на Х

Камни на Я

Обереги

Вода - оберег

Роса

Железо

Зеркала-обереги

Иконы и ладанки

Крестик

Другие обереги

Обереги-действия

Огонь

Свечи

Продукты

Речи и заклинания

От болезней

Ткани

Травы и деревья

Узелки

Цвета

На заметку

Карта сайта

 

О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа (В.И.Даль)

      Север наш искони славится преимущественно большим числом и разнообразием поверий и суеверий о кудесничестве разного рода. Едва ли большая часть этого не перешла к нам от чудских племен. Кудесники и знахари северной полосы отличаются также злобою своею, и все рассказы о них носят на себе этот отпечаток. На юге видим более поэзии, более связных, сказочных и забавных преданий и суеверий, в коих злобные чернокнижники являются только как необходимая прикраса, для яркой противоположности. Нигде не услышите вы столько о порче, изурочении, как на Севере нашем; нигде нет столько затейливых и забавных рассказов, как на Юге.

    Поверья местные, связанные с известными урочищами, курганами, городами, селами, городищами, озерами и проч., не могли войти в эту статью главнейше потому, что такое собрание вышло бы ныне еще слишком неполно и отрывочно. Если бы у нас много лет сряду занимались повсеместно сбором этих преданий, тогда только можно бы попытаться составить из них что-нибудь целое. Но предания эти гибнут невозвратно; их вытесняет суровая вещественность, — которая новых замысловатых преданий не рождает.

загрузка...

    У нас есть поверья — остаток или памятник язычества; они держатся потому только, что привычка обращается в природу, а отмена старого обычая всегда и везде встречала сопротивление. Сюда же можно причислить все поверья русского баснословия, которое, по всей вероятности, в связи с отдаленными временами язычества. Другие поверья придуманы случайно, для того, чтобы заставить малого и глупого, окольным путем, делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее. Застращав и поработив умы, можно заставить их повиноваться, тогда как пространные рассуждения и доказательства ни малого, ни глупого, не убедят и, во всяком случае, допускают докучливые опровержения.

     Поверья третьего разряда, в сущности своей, основаны на деле, на опытах и замечаниях; поэтому их неправильно называют суевериями; они верны и справедливы, составляют опытную мудрость народа, а потому знать их и сообразоваться с ними полезно. Эти поверья бесспорно должны быть все объяснимы из общих законов природы: но некоторые представляются до времени странными и темными.

     Засим непосредственно следуют поверья, основанные также в сущности своей, на явлениях естественных, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному их применению к частным случаям.

    Пятого разряда поверья изображают дух времени, игру воображения, иносказания — словом, это народная поэзия, которая, будучи принята за наличную монету, обращается в суеверие.

     К шестому разряду, наконец, должно причесть — может быть только до поры до времени — небольшое число таких поверий, в коих мы не можем добиться никакого смысла. Или он был утрачен по изменившимся житейским обычаям или вследствие искажений самого поверья, или же мы не довольно исследовали дело, или, наконец, может быть в нем смыслу нет и не бывало. Но как всякая вещь требует объяснения, то и должно заметить, что такие вздорные, уродливые поверья произвели на свет, как замечено выше, или умничанье, желание знать более других и указывать им, как и что делать, — или пытливый, любознательный ум простолюдина, доискивающийся причин непонятного ему явления; эти же поверья нередко служат извинением, оправданием и утешением в случаях, где более не к чему прибегнуть. С другой стороны, может быть, некоторые бессмысленные поверья изобретены были также и с тою только целью, чтобы, пользуясь легковерием других, жить на чужой счет. Этого разряда поверья можно бы назвать мошенническими.

    Само собою разумеется, что разряды эти на деле не всегда можно так положительно разграничить; есть переходы, а многие поверья без сомнения можно причислить и к тому и к другому разряду; опять иные упомянуты у нас, по связи своей с другим поверьем, в одном разряде, тогда как они в сущности принадлежат к другому.  

загрузка...
 

Hosted by uCoz